Скачать бесплатные шпаргалки лекции - Общая характеристика внимания, его критерии и функции рефераты на тему скачать бесплатно


У нас можно найти и скачать бесплатные лекции и шпаргалки на любую тему бесплатно : по менеджменту, по финансам, по психологии, по экономике, по бухгалтерскому учету и др.


  Скачать бесплатные шпаргалки лекции - Общая характеристика внимания, его критерии и функции рефераты на тему скачать бесплатно



Поиск
 




МЕНЮ
У нас можно найти и скачать бесплатные лекции и шпаргалки на любую тему бесплатно : по менеджменту, по финансам, по психологии, по экономике, по бухгалтерскому учету и др.

Привет студент!
Нужно подготовиться к лекции, а шпаргалок нет? У нас ты можешь скачать бесплатные лекции и шпаргалки, а также конспект, курс лекций, либо различные краткие лекции на почти любую тему! Если есть у тебя свои шпоргалки, которых нет на этом сайте, то присылай их сюда.





Общая характеристика внимания, его критерии и функции

Раздел: Психология
Название: Общая характеристика внимания, его критерии и функции



31

Содержание

Введение

Глава I. Характеристика внимания как психологического процесса

§
1. Общая характеристика внимания

§
2. Теория внимания


2.1. Внимание с точки зрения различных направлений в психологии

2.2.Зависимость внимания от внешних факторов

§
3. Основные свойства внимания

§
4. Внимание и пол

Глава П. Экспериментальное изучение проблемы переключения внимания §
1. Организация экспериментального исследования

Цель, задачи и гипотеза исследования.

Методики исследования.

§
2. Анализ результатов исследования

Результаты исследования.

Обсуждение результатов.

Заключение

Библиография

Приложение 1 31

Приложение 2 35 Введение

Понятие "внимание" содержится в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального. Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы для решения многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий (механики, операторы, водители), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют повышенные требования к способности переключения внимания.

Переключение внимания представляет собой - перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на прочий или с одного вида деятельности на другую. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 2001. С. 32 Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Насколько значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно принадлежность к тому или иному полу?

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее пора входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Отечественных ученых вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то что ещё в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев со своими учениками, а позднее в социологии -- С. И. Кон. В настоящее пора половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. Психологи начали изучать гендерные различия ещё в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993). Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о половых различиях (Myers, 1990). Исследование гендерных различий в психологии водителя привело к результатам, ломающим существующие стереотипы. Выяснилось, что женщины лучше справляются со стрессом и ведут себя более хладнокровно в экстремальных ситуациях, чем мужчины. Шон Меган Бурн. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. 2007.-25с.

Актуальность темы: В Австрии, Испании, Франции, Англии и Италии тарифы по аналогичным российским автостраховым программам напрямую зависят от пола страхователя. Еще в восьми европейских странах пол является дополнительным фактором, определяющим цена(у) полиса в автостраховании. Как правило, женщинам страхование автомобиля обходится дешевле, чем мужчинам, поскольку считается, что представительницы слабого пола более дисциплинированны и внимательны на дороге.

К сожалению, России такая практика не касается. Некоторые страховые фирмы в свое пора выходили на рынок с различными льготными программами для женщин, чтобы привлечь дополнительные потоки клиентов, однако в данный момент практически все эти программы свернуты.

Цель исследования: провести анализ способностей к переключению внимания у мужчин и женщин водителей.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по вопросу переключения внимания.

Провести опыт по изучения особенностей переключения внимания у мужчин и женщин водителей.

Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментом данные.

Объект исследования: 8 женщин и 8 мужчин (возраст 30-40 лет, водители автомобилей).

Предмет исследования: особенности переключения внимания у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования: у женщин способность к более быстрому переключению внимания, чем у мужчин.

Методика исследования: методика "Таблицы Шульте" - исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации; методика "Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)" - исследовать способности переключения внимания.

Глава
1. Характеристика внимания как психологического процесса



§1.Общая характеристика внимания

До человека доходит большое число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления.

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование прочий.

Критериями внимания являются:


1. внешние реакции - моторные (повороты головы, фиксация око, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);


2. сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;


3. подъем продуктивности деятельности («внимательное" действо эффективнее по сравнению с "невнимательным");


4. избирательность (селективность) информации;


5. ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

К функциям внимания относятся:


1. целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;


2. игнорирование других воздействий;


3. регуляция и контроль действий с поставленной задачей их улучшения;


4. усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действо.

За вниманием постоянно стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя чуткость не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная дело.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная дело, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание - проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Поскольку чуткость выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, чуткость направляется на объект, с прочий - объект привлекает чуткость. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую дело, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, подготовленность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем чуткость уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность дело теоретическая, чуткость принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во за пределами взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вдогонку за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением, служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а дело, только не внешняя, а внутренняя. Внимание это внутренняя дело под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является совместно с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь дело, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание - это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают.

§2 Теория внимания

2.1. Внимание, с точки зрения различных направлений в психологии

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты более того сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в "чистом" виде, функционально оно постоянно "внимание к чему-либо".

Теории внимания:

Психофизиологическая теория Т. Рибо. Он утверждал, что чуткость связано с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность как произвольного, так и непроизвольного внимания определяется интенсивностью и продолжительностью эмоций, связанных с объектом. Рибо связывал чуткость также и с физиологическими изменениями организма (сосудистые, дыхательные и др. реакции). Состояние внимания связано с движениями (лица, туловища, конечностей и т.п.), которые поддерживают и усиливают состояние сознания.

Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе. Внимание - установка, то есть подготовленность определенным образом отражать объект. Под влиянием установки субъект выделяет избирательно те сигналы, которые соответствуют опережающему возбуждению. Это "вероятностное прогнозирование" и связанная с ним подготовка к действию и есть механизм активного внимания, или механизм избирательной установки.

Концепция внимания П.Я. Гальперина. Основные положения концепции:

- чуткость - один из моментов ориентировочной деятельности;

- чуткость - это контрольная часть действия (помимо ориентировочной и исполнительной), которая не имеет особого отдельного результата. Внимание в отличие от контроля не оценивает действо, а улучшает его, сравнивая с образцом. В самостоятельный процесс оно превращается, когда действо становится умственным и сокращенным;

- чуткость - результат формирования новых умственных действий.

Специфическое важность внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии ассоционисты совсем не включали чуткость в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие внимания начинает игрывать все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом чуткость по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.

Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.) отрицают совсем правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно устраняющие чуткость из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальтпсихологи.

Первая механистическая попытка упразднить чуткость, намеченная в двигательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит чуткость к рефлекторным установкам. Вторая, связанная с теорией гештальтпсихологии, сводит явление внимания к структурности сенсорного поля (Рубин).

Не подлежит сомнению, что рефлекторные установки играют существенную роль в начальных, наиболее примитивных формах внимания. Хорошо понятно, что при действии на организм какого-нибудь раздражителя организм обычно рефлекторно приспособляется к наилучшему его восприятию. Так, когда на периферическую часть сетчатки падает световой раздражитель, око обычно поворачивается в его сторону, так что он попадает в поле лучшей видимости. При действии на барабанную перепонку идущего сбоку звукового раздражителя следует рефлекторный поворот в сторону источника звука. Значение этих установок содержится в том, что они приводят к усилению одних процессов за счет торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакции организма создают благоприятствующие условия для выделения некоторых раздражителей. К этим рефлекторным реакциям установки и сводят рефлексологи чуткость.

Не подлежит также сомнению, что объяснение внимания в отрыве от таких рефлекторных установок как отправного пункта в процессе развития было бы прямо идеалистическим и ненаучным. Но объяснять чуткость только этими рефлекторными установками так же неправильно и невозможно. В своих высших, специфически человеческих проявлениях чуткость сознательный процесс. Самые установки человека неблизко не постоянно являются рефлекторными. Они часто образуются на основе сознательных процессов, в которых участвует чуткость. Таким образом, рефлекторные установки могут быть и причиной, и следствием внимания, и попросту его внешним выражением. Но чуткость в целом никак не сводимо к рефлекторным установкам.

Так же неудовлетворительна, как эта попытка сведения внимания к рефлекторной установке, и попытка свести чуткость к структурности восприятия. Попытка свести чуткость к структурности восприятия не выдерживает критики по ряду оснований. Во-первых, для внимания существенна вероятность выделения частей, сторон, моментов, - словом, анализа, а не одностороннее господство структурного целого; во-вторых, хотя чуткость, бесспорно, сначала проявляется в отношении чувственного содержания и связано с его членением, однако существенная черта высших форм внимания содержится в отвлечении. Внимание связано с абстракцией, с возможностью расчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и обдуманно направить взор в определенную сторону. С мыслительной операцией абстракции чуткость связано не менее тесно, чем со структурностью восприятия.

Жане приводит случай с больной, для которой непреодолимые трудности представляло достать булавку из коробки, в которой вперемешку находились булавки и пуговицы. Она брала коробку с тем, чтобы реализовать это поручение, но, как она поясняла, она не могла сосредоточиться мыслью на булавках, потому что ей попадались под руки и приковывали чуткость пуговицы; точно так же она не могла сосредоточиться и на пуговицах, поскольку в поле зрения постоянно попадали булавки; в результате она лишь беспомощно перебирала одни и другие. Мы не находимся в такой поглощающей власти вещей.

Сводить всю проблему внимания к структурности чувственного поля - значит, в конечном счете, отрицать существование субъекта, противопоставляющего себя предметам и активно воздействующего на них.

Внимание, которое сплошь и рядом трактуется только как "функция" или механизм, есть по существу аспект большой основной проблемы о соотношении личности и мира. Наличие у человека высших форм внимания, в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает вероятность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то прочий момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие предметного человеческого сознания.

Вместо раскрытия этого основного соотношения, связанного с общей направленностью личности, теория внимания по большей части сосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциям его причислить. Сторонники волюнтаристической теории усматривают сущность внимания исключительно в воле, хотя непроизвольное чуткость прямо противоречит такому пониманию. Другие сводили чуткость к фиксации представлений посредством чувства, хотя произвольное чуткость часто регулируется наперекор чувству. Третьи, наконец, искали объяснения внимания исключительно в изменении самого содержания представлений, не учитывая значения общей направленности личности. Между тем специфическое ядро вопроса в другом: чуткость существенно обусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которую включен человек, и направленностью его внутренних психических процессов. Внимание налицо там, где направление деятельности ориентирует направление мыслей, помыслов и т.д., где они совпадают. Отсутствие внимания означает их расхождение или разведение. Можно, пожалуй, сообщить, что чуткость выражает специфическую особенность процессов, направление которых регулируется деятельностью, в которую они включены. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2006.-320с.:

2.2 Зависимость внимания от внешних факторов

Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание, значимость этого объекта для личности имеет основное важность для привлечения к нему внимания.

Не подлежит сомнению, что привлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистической теории внимания. Сильный, резкий звук, ослепительный цвет, вообще интенсивное раздражение - при прочих равных условиях - скорее привлечет к себе чуткость, чем более слабое раздражение. Однако решающее важность имеет, в конечном счете, не столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколько относительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта. Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, на сильные посторонние шумы и т.п., между тем как малейшая безделица, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечет наше чуткость. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит чуткость на, казалось бы, мелкую безделица, которая ускользнет от внимания другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут от внимания постороннего безразличного наблюдателя.

Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями, которые она себе ставит.

В интересах, обусловливающих чуткость, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Эмоциональные моменты оказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интерес постоянно включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты. Именно единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может побудить у нас просто склонность, охота обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам ещё неизвестно. Интерес - это охота узнать ещё что-то об объекте. Он поэтому возбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач. Интересно то, чего мы ещё не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, что ещё не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас ещё не исчерпан.

§3. Основные свойства внимания

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1995. С. 12

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего, встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрированности внимания.

Концентрация внимания - степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Слабая концентрация проявляется в многочисленных ошибках на чуткость («глупых" ошибках), неспособности подмечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

Концентрированность внимания в противоположность его распыленности означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация это сосредоточенность, т.е. центральный факт, в котором выражается чуткость. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная дело.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают чуткость интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков - интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны товарищ другу. Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь, когда поле внимания состоит из элементов, товарищ с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда более того повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания.

Вопрос об объеме внимания, т.е. количестве однородных предметов, которые охватывает чуткость, - особый вопрос.

Объем внимания - число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за пора одного короткого представления. Объем внимания современного человека - 5-9 ед. Между концентрацией внимания и объемом существует обратная зависимость: подъем объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени концентрации внимания и наоборот.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое пора выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается чуткость, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.

С объемом внимания тесно связана и распределение внимания.

Распределение внимания - способность рассредоточить чуткость на значительном пространстве или параллельно осуществлять несколько различных действий (слушать, писать, мыслить, наблюдать и т.п.). Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешности многих видов современного труда. Возможность распределения внимания зависит от сложности совмещаемых деятельностей, их видов (например, моторной и умственной). Основным условием успешности распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельностей.

Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает вероятность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное чуткость является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому надобно удерживать в поле своего зрения всех учеников в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны товарищ с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться чуткость. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема.

При определении концентрированности и объема внимания надобно учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание - как и память - подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания.

Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Об устойчивости внимания можно судить по преимущественному появлению ошибок в начале деятельности или в конце или они распределены равномерно.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, понятности, отношение к нему со стороны субъекта - степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна, прежде всего, способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое чуткость на определенном уровне, более того если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемость.

Переключаемость внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на прочий объект (действия). Переключение может быть обусловлено требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую дело, либо в целях отдыха.

Переключаемость внимания содержится в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания - весьма важное и часто нужное качество.

Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая дело, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Различные свойства внимания его концентрация, объем и распределение переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы товарищ от друга: чуткость хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.

Выделяют ряд показателей переключения внимания. Это прежде всего пора, затрачиваемое на переход от одной деятельности или действия к другой; производительность или продуктивность работы (объем ее или пора выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество, точность работы (ее безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением). Можно изрекать о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, неполноценно отключился от предыдущей. Изменение направленности при неполном переключении не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для успешного выполнения новой деятельности, решения новой задачи. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим старой. Рациональное переключение внимания имеет важность с точки зрения гигиены умственного труда, является одним из важных условий поддержания необходимого уровня трудоспособности.

Без преувеличения можно сообщить, что от работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. Иллюстрировать это положение обычно принято такими фигурами, которые наглядно обнаруживают существование колебания внимания.

Колебания внимания - периодическое кратковременное непроизвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, прислушиваясь к слишком слабому, чуть слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его подмечать. Абсолютного внимания не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Кратковременные колебания внимания обычно не замечаются и не оказывают существенного влияния на характер и продуктивность деятельности.

Если вообразить себе квадрат внутри другого квадрата, расположенный так, что вершины обоих соединенных между собой, и смотреть на тот самый рисунок, фиксируя его может быть длительно, мы заметим, что в зависимости от колебаний нашего внимания рисунок будет нам представляться в трех разных видах. То будет казаться, что передняя плоскость представлена малым квадратом и перед нами усеченная пирамида, повернутая к нам узким концом. Но, сколько бы мы не старались удержать око в этом положении, переключение внимания, через несколько минут, покажет нам ту же картину в обратной перспективе. Она покажется нам уходящей от нас комнатой или коробкой, причем передним планом, сделается большой квадрат, а меньший будет перетолкован нами как уменьшенная в перспективе, уходящая вдаль стена. Наконец вся фигура, обернется к нам со своей истинной стороны, она предстанет на одной плоскости как квадрат, сиделец внутри другого квадрата. И если в данном случае мы имеем перед собой естественное колебание внимания и в зависимости от этого естественное изменение воспринимаемой картины, то тоже самое остается верным и тогда, когда мы искусственно возбуждаем переключение внимания и в зависимости от этого меняем картину воспринимаемой нами среды. Выготский Л.С. Психология. М.:,2000.-305с.

§4. Внимание и пол

Гендерные различия неблизко не столь велики, как наше общество заставляет нас мыслить. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества. Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но более того когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5--10%. Шон Меган Бурн. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. 2007.-25с.

Первые данные о половых различиях во внимании привел Г. Гейманс (1911). Он указал на худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и одновременно осуществлять какую-либо работу. Правда, причина в этом месте может быть в другом - не в способности распределять чуткость, а в нежелании его распределять из-за чрезмерной эмоциональной вовлеченности в беседу. Результаты ряда других отечественных исследований приводятся у Е. П. Ильина (2002). Так, И. А. Сергеева обнаружила превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем школьном возрасте. Эксперименты М. С. Егоровой и Н. Ф. Шляхты продемонстрировали своеобразие внимания у 14-15-летних подростков: девочки ориентировались на быстроту, а мальчики -- на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания). Аналогичные результаты были получены и на взрослых испытуемых (М. К. Босый; Л. Н. Фоменко). В то же пора обнаружено преимущество женщин по избирательности, устойчивости, объему внимания. В заданиях, где надобно быстро понимать детали и часто переключать чуткость, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины. Это подтвердило и исследование студентов, проведенное петербургскими психологами. Кроме того, у студенток выше были и другие характеристики внимания: избирательность, устойчивость, объем (различия достоверны на уровне p < 0,001). Е. П. Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. 2003.-74с.

Обратимся к мировому опыту:

- Статистика Австрии:

Из 1000 дорожно-транспортное происшествие в Европе только 35% инцидентов (ДТП) возникло по вине женщин; - Статистика Великобритании:

Исследования показали, что женщин фактически вынуждают субсидировать мужчин. Женщины обращаются по страховым случаям реже и имеют меньше штрафов за нарушение правил дорожного движения, чем мужчины;

- Статистика Германии

Женщины реже становились виновниками аварий на 7,3%

Женщины реже становились виновниками аварий со смертельным исходом на 64,6%

Женщины реже гибли в дорожно-транспортное происшествие на 38,85%

- Статистика Израиля

Женщины составляют 40% от всех владельцев авто в Израиле, но замешаны только в 22% дорожно-транспортное происшествие.

88% нарушений правил дорожного движения - со стороны мужчины. В дорожно-транспортное происшествие с участием женщин причиняется убытки на 9% меньше, чем в "мужских".

Глава 2 Экспериментальное изучение проблемы переключения внимания



§
1. Организация экспериментального исследования



1.1. Цель, задачи и гипотеза исследования

Цель исследования: провести анализ способностей к переключению внимания у сангвиников и флегматиков.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по вопросу переключения внимания.

Провести опыт по изучения особенностей переключения внимания у людей с разными типами темперамента.

Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментом данные.

Объект исследования: 8 женщин и 8 мужчин ( возраст 30-40 лет, водители автомобилей).

Предмет исследования: особенности переключения внимания у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования: у женщин способность к более быстрому переключению внимания, чем у мужчин.

1.2. Методики для исследования


1. Методика "Таблицы Шульте". (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.1998)

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и утомляемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым. Испытуемым предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух на пора.

Методика проведения опыта "Таблицы Шульте":

В ходе исследования надобно определить пора (с) выбора испытуемым цифр от 1 до 25 в 5 квадратах. Подсчитать среднее пора поиска цифр в квадратах. На основании полученных количественных данных начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1,2,3,4.5), а по оси ординат - пора поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Сопоставление времени, затраченного испытуемым на каждый квадрат, позволяет судить о способности к переключению внимания. Кроме того, позволяет сделать заключение об устойчивости внимания и работоспособности в динамике.


2. Методика "Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)".

Определить уровень переключаемости внимания. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Первый и второй опыт проводят на одном бланке. Испытуемый должен первоначально отыскать черные числа в порядке возрастания, потом красные числа в порядке убывания.

Третье поручение выполняется на другом бланке и содержится в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке.

Экспериментатор фиксирует пора выполнения задания на каждом этапе и опубликовывает его испытуемому.

Методика проведения опыта "Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)":

Определить пора (Т) нахождения чисел на каждом этапе. Установить пора переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй совместно взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.

Т = Т3 - (T1+T2), где

T1 - пора, потраченное испытуемым на выполнение первой серии;

Т2 - пора, потраченное на выполнение второй серии;

Т3 - пора, потраченное на выполнение третьей серии.

Учитывается пора выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на прочий. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Порядок проведения диагностики:

В исследовании принимали участие 16 человек (8 женщин и 8 мужчин). Исследование проводилось индивидуально. Перед началом работы испытуемым прочитывается инструкция. Если вопросов нет, переворачиваем листы и по команде "Начали"- работаем.

§2. Анализ результатов исследования



2.1. Результаты исследования

Работа каждого испытуемого анализируется, исходя из полученных результатов. Для женщин и мужчин составляется таблица данных. Это помогает проследить особенности переключения внимания у людей с противоположным полом. Сравнение показателей у мужчин и женщин испытуемых, позволяет выявить способности к переключению внимания, оценить устойчивость внимания и работоспособности.

Таблица
1. Методика " Таблицы Шульте"

ЖЕНЩИНЫ



Т1(с)

Т2(с)

Т3(с)

Т4(с)

Т5(с)

Тср.=ЭР(с)

ВР

ПУ

1

34

35

30

32

37

34

1,0

0,94

2

30

33

35

35

30

33

0,90

1,06

3

25

26

24

27

35

27

0,92

1,0

4

27

29

29

31

37

31

0,87

1,0

5

30

37

38

29

32

33

0,90

0,87

6

45

29

28

41

27

34

1,32

1,20

7

38

32

32

27

49

36

1,07

1,38

8

32

31

27

27

34

30

1,0

0,90

МУЖЧИНЫ

1

31

30

40

48

33

36

0,87

1,33

2

40

45

43

43

41

42

0,95

1,02

3

31

45

35

41

33

37

0,83

1,11

4

40

48

49

34

33

41

0,97

0,82

5

31

26

23

21

29

26

1,19

0,80

6

32

53

36

39

43

40

0,8

0,9

7

43

42

44

44

41

43

1,0

1,0

8

41

43

39

43

41

41

1,0

1,0

Таблица
2. Методика "Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)".

ЖЕНЩИНЫ



Т1(с)

Т2(с)

Т3(с)

Т(с)

Кол-во ошибок

Условный показатель переключения (П)

Черных чисел

Красных чисел

1

68

61

309

180

нет

0,40

0,37

2

64

60

402

278

нет

0,30

0,30

3

74

67

332

191

нет

0,50

0,37

4

73

68

302

161

6

0,50

0,40

5

85

64

400

251

3

0,40

0,30

6

110

87

368

171

2

0,65

0,43

7

120

90

720

510

16

0,20

0,17

8

72

63

314

179

нет

0,40

0,37

МУЖЧИНЫ

1

78

88

344

178

нет

0,50

0,46

2

134

123

396

139

нет

0,65

0,60

3

80

62

464

322

нет

0,33

0,25

4

180

135

540

225

11

0,25

0,25

5

140

132

934

662

3

0,25

0,25

6

67

104

349

178

нет

0,35

0,70

7

77

63

414

274

нет

0,12

0.12

8

107

89

452

256

нет

0,11

0,11

2.2. Обсуждение результатов

По результатам исследования методики "Таблицы Шульте" были найдены средние значения времени поиска цифр для каждого этапа, средние значения для эффективности работы (ЭР), степени врабатываемости (ВР) и психической устойчивости (ПУ) (отдельно мужчины и женщины), по результатам был составлен график и таблица (см. приложение 2). По результатам проведенного исследования можно отметить, что у испытуемых женщин средняя скорость переключения внимания составляет 32 с, а у мужчин 38с (см. таблицу 1). Показатели эффективности работы выше у женщин ЭРж = 32, чем у мужчин ЭРм = 38; степени врабатываемости у женщин ВРж = 0,99 - показатель хорошей врабатываемости и у мужчин ВРм = 0,95 - показатель хорошей врабатываемости; психической устойчивости у женщин ПУж =1,04 и у мужчин Пум = 0,99 соответственно говорит о хорошей психической устойчивости. Все показатели, отражающие продуктивную сторону распределения внимания, у женщин превышают по величине подобные показатели у мужчин. Показатели точности одинаковые. Не смотря на то, что скорость переключения внимания у мужчин и женщин разная, показатели психической устойчивости и степени врабатываемости в среднем одинаковые.

По результатам тестирования методики "Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)" - определяется пора переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй совместно взятых. Учитывается пора выполнения каждой серии и ошибки (см. таблицу 2). Показатель времени переключения у женщин Тж = 240 выше, чем у мужчин Тм = 279. Количество ошибок у женщин 27, у мужчин
14. При выполнении данных заданий женщины-испытуемые больше ориентировались на быстроту работы, а мужчины - испытуемые на ее точность.

Заключение

Проведенный анализ литературы показал, что переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как чуткость в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и многообразно обусловленной деятельности, в отличие от рассеяния и блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту не способного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на прочий. В таком случае, очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов. Легкость переключения у разных людей (независимо от пола) различна: один с легкой переключаемостью - легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других "вхождение" в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.

Исследований, прямо посвященных половым различиям по вниманию, очень мало. По результатам исследования определена способность переключения внимания у мужчин и женщин. Женщины - испытуемые быстро переключаются с одной работы на другую, но менее точны чем мужчины - испытуемые. При этом все испытуемые энергичны и работоспособны. Из этого следует, что гипотеза подтвердилась, задачи выполнены. Нет хороших или плохих мужчин и женщин, более целесообразно учитывать свойства конкретной личности при организации деятельности.

Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения.

Библиография



Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000.-1008с.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1995. - 144с.

Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,2001

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб,:Питер,2005.-583с.:ил.

Шон Меган Бурн. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. 2007.-200с.

Е. П. Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. 2003.-374с.

Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1995

Познавательные процессы и способности к обучению./Под.ред. В.Д. Шадрикова.-М.,1995

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова.-Л., 1990

10.Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б.

Гиппенрейтер.- М., 1997


11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова.- М.,1979 12.Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц.Пуни. - М., 1997

Практическая психология: Учебно-методическое пособие/ Под ред. доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой. - Мн,: Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997.- 212с.


14. Психология бессознательного./ З.Фрейд, М.,2002

15.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. -МЛ 998


16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2006.-713с.:


17. И.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия "Высшее образование". 2-е изд., переработка и дополнение. - Ростов н/Д: "Феникс",2004.-512с.


18. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М., 1999


19. Хрестоматия по вниманию./ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. Изд. МГУ. 1976.-282с.

20. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. -- СПб.: Питер, 2006. -- 431 с: ил.

21 А. Р. Лурия. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006- 320с.

22. Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. Психология внимания. М.: Тривола. 1995-347с.

23. Клецина И.C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

24. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии, №
2. 1993.

25. Кон И.С. Обсуждение темы "Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР"//Гендерные исследования. №
5. 2000. с.27-33.

26. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире//Введение в гендерные исследования. Часть
1. Учебное пособие./Под ред. И.Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001.с. 562-605.

Приложение 1

Методика "Таблицы Шульте"

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту: Испытуемому предъявляют первую таблицу: "На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку". Затем таблицу закрывают и продолжают: "Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся работать это как можно быстрее и без ошибок". Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Обработка и интерпретация результатов теста: Основной показатель - пора выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить такие показатели.

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - пора работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с помощью таблицы.

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

30 и меньше

31-35

36-45

46-55

56 и больше

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники

Методика "Таблицы Шульте" / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

Методика: Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева)

Цель: изучить переключение внимания с помощью черно-красных таблиц с буквенными символами.

Стимульный материал: таблицы Э. Шульте в модификации Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 красных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными товарищ от друга на максимальное расстояние. Каждое число имеет свой символ - букву русского алфавита, написанную рядом с числом.

Ход выполнения работы: Эксперимент выполняется в 3 этапа.

1-й период. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и вписать на чистом листе символы чисел.

2-й период. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и вписать символы каждого числа.

3-й период. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел (черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы черного, потом красного цвета. При этом считать попеременно черные числа в возрастающей последовательности, а красные -- в убывающей. На этом этапе опыта используется табл. 2.

Инструкция (1-й этап).

"Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы".

Инструкция (2-й этап).

"Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и также запишите их символы".

Инструкция (3-й этап).

"В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре красных числа от 24 до
1. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая символы сначала черного цвета, потом красного, потом ещё черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные -- в убывающей".

Обработка и анализ результатов.

Проверить записи испытуемого на каждом этапе опыта, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора. Занести результаты опыта в таблицу.

Для этого необходимо:

Определить количество правильно найденных чисел (т) на 1,2,3-м этапах задания (на третьем этапе отдельно для черных и красных чисел);

Определить пора (t) выполнения процедуры нахождения черных чисел на 1-м этапе, для этого общее пора разделить на количество найденных чисел (это пора выбора); Определить пора выполнения процедуры нахождения красных чисел на 2-м этапе, для этого общее пора разделить на количество найденных чисел (это пора выбора);

Определить пора выполнения процедуры нахождения черных и красных чисел на 3-м этапе задания, для этого общее пора, затраченное на весь период, разделить пополам. Затем один из полученных показателей времени разделить на количество найденных черных чисел, второй на количество найденных красных чисел на третьем этапе;

-Определить скорость выбора на 1-м этапе (S1), на 2-м тише (S2), на 3-м этапе раздельно для черных (S3ч) и красных чисел (S3к) по следующей формуле S=m/t;

-Найти условный показатель переключения внимания (II) по формуле раздельно для черных Пч=S3ч/S1ч и красных чисел Пк=S3к/S2к;





Скачайте другие шпаргалки и лекции бесплатно:
  • Внимание — избирательная направленность на какой-либо объект и сосре
  • Общие функции внимания
  • Понятие направленности и сосредоточенности сознания
  • Познавательные процессы. Внимание
  • Методики исследования внимания







  • На нашем сайте Вы ещё найдете:

    - Скачать бесплатные шпаргалки лекции - Общая характеристика внимания, его критерии и функции рефераты на тему скачать бесплатно
    - скачать бесплатные лекции и шпаргалки;
    - бесплатно по менеджменту, по финансам, по психологии, по экономике;
    - скачать бесплатные шпоргалки, курс лекций бесплатно
    - скачать курс лекций;
    - бесплатные шпаргалки
    - бесплатные лекции;
    - скачать конспект лекций, лекции, лекции бесплатно;
    - лекции по психологии, лекции по экономике, краткие лекции на тему и многое др.











    Copyright © - Скачать бесплатные шпаргалки лекции - Общая характеристика внимания, его критерии и функции рефераты на тему скачать бесплатно
    скачать бесплатные лекции и шпаргалки | по менеджменту по финансам по психологии по экономике по бухгалтерскому учету | класс, лекции шпаргалки